Мозаичное панно на станции метро «Автово» в Ленинграде
Мозаичное панно, посвящённое победе советского народа в Великой отечественной войне, расположено в торце подземного зала станции метро «Автово».
Мозаичное панно, посвящённое победе советского народа в Великой отечественной войне, расположено в торце подземного зала станции метро «Автово».
Собиратель инфы о советском монументальном искусстве и обо всём, что с ним связано. Системный аналитег-кросавчег. Характер прескверный. Женат на амбициозной художнице с внешностью аристократки, но уделяет ей мало внимания.
5 комментариев
https://www.labirint.ru/books/841708/
https://regnum.ru/pictures/2260311/1.html
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: Е. А. Левинсон, А. А. Грушке
Инженер-конструктор: С.М. Эпштейн
Художники: В. А. Воронецкий и А. К. Соколов
Скульпторы: В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. Щеглова, М. П. Щеглов, В. И. Гордон и Р. Р. Бельский
Тип станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения: 15 метров
Использована информация с сайта «Мир метро».
Наземный вестибюль станции расположенный на проспекте Стачек создан архитекторами Е.А. Левинсоном и А.А. Грушке. Как ни странно, но вестибюль напоминает церковь: восьмиколонный дорический портик, купол, апсида. В советском понимании тех лет первое такое монументальное сооружение и есть храм, посвящённый защитникам Отечества. Однако уже спустя два-три года после открытия в самый разгар хрущёвских кампаний по борьбе с «архитектурными излишествами» и антирелигиозной, проект наземного вестибюля был подвергнут жёсткой критике.
В наземном вестибюле напротив входа планировалось создать большой витраж из цветного стекла, посвященный И.В. Сталину. Окружность купола предполагалось опоясать надписью: «Слава Великому Сталину — организатору побед над врагами Советской Родины». Но в процессе оформления станции текст надписи изменили: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Также планировали установить профиль «вождя народов» и при входе на станцию, но от всех этих идей по политическим мотивам впоследствии отказались.
38. Наземный павильон станции в первые дни после открытия. Ещё нет дома слева от станции метро, его построят только через четыре года, в 1959 году.
39. Фасад вестибюля отделан терразитовой штукатуркой. Фото Б. Уткина и Л. Зиверта. 1956 г.
40. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, к которому ведёт гранитная лестница. Фото 1957 г.
41. Севернее вестибюля вырос забор ограждающий строительную площадку на месте будущего дома 90 по проспекту Стачек. Фото Ю Шаламова. 1957 г.
42. Вид на проспект Стачек. Справа виден вестибюль станции. 1960 г.
43. Фасады наземного павильона станции украшают барельефы: «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941 — 1943 годах (скульпторы В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. и М. П. Щегловы).
44. Вестибюль расположен между домами 90 и 94 по проспекту Стачек. Фото 1961 г.
45. Наземный павильон в наши дни.
46. 27 июля 1959 года во время своего визита в Ленинград на станции побывал вице-президент США Ричард М. Никсон. Рядом с Никсоном 1-ый секретарь Ленинградского обкома КПСС Спиридонов И.В. Фото А. Батанова.
47. Первые посетители метро, пока ещё только по специальным пригласительным билетам. 6 ноября 1955 года. Фото В. Капустина и И. Баранова.
48. Первый поезд с пассажирами отправляется со станции «Автово». 6 ноября 1955 года. Фото Н. Науменкова и П. Федотова.
Строительство станции и проекты
Станция «Автово» мелкого заложения. Подземный зал находится на глубине 15 метров. Строительство станции и прилегающих перегонов началось зимой 1941 года, когда по трассе 1 очереди метрополитена были заложены все шахты. Строительство шло высокими темпами, пока не началась Великая Отечественная война. 25 июня работы по всей первой очереди были приостановлены, а построенные выработки было решено затопить, в целях консервации. Работы по строительству станции были возобновлены в конце 1946 года.
Станция строилась открытым способом в очень тяжелых гидрологических условиях, вызванных протеканием рядом Красненькой речки и подземными грунтовыми водами. Впервые в нашем городе при строительстве станции было применено замораживание грунтов. На проспекте Стачек был вырыт котлован и в нем возвели все необходимые конструкции. Своды станции покрыли изоляцией и засыпали котлован грунтом, восстановили асфальтовое покрытие проспекта Стачек и продолжили строительство уже под землей. Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо так же использовали замораживание грунта.
Диаметр тоннелей, ведущих к станции «Кировский завод», составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. «Уменьшение диаметра, — как пишет В. Г. Авдеев, — позволяло экономить на обделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути».
49. В 1930-е годы Автово являлось окраинной частью города. Одновременно с началом строительства нового жилого района тут начались первые работы по сооружению станции метрополитена первой очереди.
50. Заморозка стен котлована станции.
51. Попытка защиты замороженных стен котлована при помощи соломенных матов.
52. Как видно, станция изначально планировалась мелкого заложения. Автор проекта: М.А. Шепилевский. 1947 год. 2 тур конкурса.
53. Первоначально колонны планировалось банально одеть в мрамор. Автор проекта М.К. Бенуа. 1947 год. 2 тур конкурса.
54. Интересно, что по первоначальному проекту, не был реализован фриз на путевых стенах станции. Предполагалась, что по обеим сторонам путевых стен будет написано «Слава великому Сталину». На потолке предлагалось разместить мозаики из смальты. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1947 год. 2 тур конкурса.
55. Как уже говорилось выше, по проекту и все 46 колонн должны были быть стеклянными. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1949 год. 3 тур конкурса. Проект принят к осуществлению с незначительными изменениями.
56. Макет станции в 1/10 от натуральной величины на выставке в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. Макет изготовлен из художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике. 14 февраля 1949 года. Фото А.А. Михайлова.
57. Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.
58. Как уже говорилось, опоясывать основание купол должны была четырежды повторявшаяся надпись «Великому Сталину Слава!», которая по политическим мотивам (после развенчания культа личности) была заменена на: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» По той же причине отказались и от барельефа со Сталиным (сейчас на его месте пустующее углубление в стене, отделанное тёмным мрамором). Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.
59. Работы по изготовлению форм для отливки стекла в мастерской.
60. Отделочные работы. Хрустальная облицовка колонн изготавливалась стекла на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС), закрытом в 90-е годы.
61. Монтаж хрустального стекла на капитель колонны.
62. Метростроевцы на станции.
История и происхождение названия
Станция получила своё название по историческому району в котором она расположена. К слову заметить, что «Автово» — первая станция Петербургского метро получившая себе в имя ойконим (название населённого пункта) местности в которой расположена, причём финского происхождения.
В 1824 году сильное наводнение практически уничтожило деревню Автово. Согласно легенде, Император Александр I объезжавший наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, посетил одно селение, полностью уничтоженное наводнением. Вокруг Императора тотчас-же собрались крестьяне и начали жаловаться на свою долю. Внимание Императора привлёк один старик который сильнее всех жестикулировал, однако, разобрать слов Государь не мог. Он вызвал из толпы старика и велел ему рассказать кто как пострадал и что потерял.
Старик тут же заголосил с характерным местным говором:
— Батюшка, царь, у таво коров унесло, а у таво весь скарб, а у таво коней, а у таво дом, а у таво… (с характерным ударением на «у»)
— Хорошо — сказал царь, — у того, у того, а у тебя то что?
По ещё одной похожей легенде старик заголосил: — Батюшка, царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво… На что царь ответил: — Это всё у Афтова, а у других что погибло? После этого Императору объяснили что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся над своей ошибкой и приказал на казённые деньги выстроить новую деревню и назвать её Аутово/Афтово.
В 1824 году действительно было наводнение уничтожившее деревню, на месте которой сделали насыпи высотой 4-5 м и на выстроили новое поселение, строения которого сохранялись вплоть до 30-х годов ХХ века. Тем не менее, конечно же, это легенда. Впервые деревня Аутова встречается 1676 году на шведской карте задолго до вышеописанного наводнения.
До сих пор нет единого мнения об этимологии названия, вероятнее всего оно происходит от финского «аутто» — что означает «пустынный», либо «аутио», означающее «заброшенный», «безлюдный», что, впрочем, близко по смыслу. Кроме того, существуют версии, что Автово происходит от одного из финских обозначений медведя «овто» или от названия сачка «отава».
В 1703 году в 10 верстах от этой деревни был заложен Санкт-Петербург. А через несколько лет рядом с деревней пролегла дорога, связавшая Санкт-Петербург с загородной резиденцией Императоров — Петергофом, что послужило толчком к развитию местности. Вскоре тут выросла ямская слобода, начали строиться многочисленные дачи. К середине XIX века Автово превратилось в престижную дачную местность, где проживала и владела землями значительная часть столичной элиты.
Появление в 1801 году в окрестностях Автова чугунолитейного завода, который был переведён сюда из Кронштадта, к концу XIX века вкорне изменило судьбу местности. Вокруг заметно разросшегося завода, получившего в 1876 году название Путиловский (сегодня — Кировский), выросли многочисленные бараки, общежития и ночлежки превратившие некогда престижный район в рабочую окраину. Центральным стержнем района по прежнему оставалось Петергофское шоссе, оно остаётся им и поныне, правда теперь магистраль называется — проспект Стачек. Современное название также отчасти затрагивает историю района, т.к. жители района активно принимали участие в событиях трёх русских революций.
В 1917 году Автово входит в городскую черту. В 1937 году, в районе начинается комплексное строительство нового жилого района, которое было прервано начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной. В эти годы по границе района проходил передний край героической обороны Ленинграда, о чём свидетельствует сохранившийся до наших времен ДОТ, а на месте нынешнего вестибюля станции размещались артиллерийские батареи, штабы и тылы воинских частей. В годы Войны деревянное Автово было полностью уничтожено, так как в блокаду при огромном дефиците древесины такие дома были пущены на растопку, а жителей отселили в центральные районы города.
Уже с 1944 по несколько скорректированным проектам продолжилась начавшаяся до Войны застройка района, завершившаяся большей частью к 1960 году. В 1955 году в район пришло метро.
Память о событиях и значимости района в годы Великой Отечественной войны отражена в топонимике района (улица Зенитчиков, улица Зайцева (генерал-майор, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны), улица Маршала Говорова, ул. Маринеско. Воины, павшие в боях за Ленинград в Автово, вместе с мирными жителями, жертвами блокады, погребены на Красненьком кладбище. В 1968 году на Комсомольской площади был открыт монумент Героическому комсомолу.
Стоит также добавить что именно из Автово (от вышеупомянутой Комсомольской площади) берёт начало Краснопутиловская улица, которая является началом пути в столицу России — Москву.
Источники:
1) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, «Ленинградский метрополитен», 1956 г.
2) А.М. Соколов, «Ленинградское метро», 1957 г.
3) «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения», 2005
4) «Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее» ГМИ СПб, 2013
5) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. «Петербургский метрополитен — 60», 2015
6) Архив Сергея Бабушкина
Использована информация с сайта «Мир метро».
https://ru-metro.livejournal.com/3922371.html
9-го мая — великий и важный день. Он важен для каждой семьи и для всей нашей страны. Мы празднуем Победу, смотрим Парад, смотрим старые любимые фильмы (мой любимый — «В бой идут одни старики»), ждем вечернего салюта. Событиям, славе, подвигам и героическим будням 1941-1945 посвящено много произведений искусства. И есть среди них такие, которые мы видим каждый день и порой забываем об их глубоком смысле.
Поэтому сегодня я обращу ваше внимание на одно из них. Это мозаичное панно «Победа» на станции метро «Автово» в Санкт-Петербурге, которая произвела на меня сильное впечатление во время недавней поездки в северную столицу.
Станция «Автово», открытая 15 ноября 1955 года, считается одной из самых красивых станций метро не только
в России, но и в мире.
Её включали в десятку самых красивых станций Европы британские издания «Дейли Телеграф» и «Гардиан».
Оформление станции посвящено обороне Ленинграда, поэтому в её декоре использованы лавровые ветви, золочёные мечи и другие воинские эмблемы. Внимание приковывает центральная композиция — золотое мозаичное панно, на котором изображена женщина с младенцем на руках.
“
Декоративный строй мозаики решён в лучших традициях этого вида искусства. Золотой фон придал ей необходимую торжественность, набранные под разным углом кусочки смальты создали особую игру цвета,
а сама гравюра набора рельефно выделила основные объёмы. Для мозаики была использована смальта довоенных и даже дореволюционных запасов, отличавшаяся необычайным богатством оттенков каждого цвета. Только золото фона включает до семи разных его оттенков, гармонично подобраны светлые тона фигур, поражает красота сложного набора изображения знамени и лент, привлекает тональное решение щитов.
— пишет искусствовед Нина Кутейникова
https://sobolev.moscow/istoriya/mozaika-pobedy
https://ru-metro.livejournal.com/3922371.html