Home»Монументы»Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле

Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле

3
Shares
Pinterest Google+

Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле.

Торжественное открытие памятника Е. А. и М. Е. Черепановым состоялось 4 ноября 1956 года в 12 часов на Театральной площади.

Бронзовая двухфигурная скульптура, отлитая в Ленинграде, установлена на постамент из красного гранита. На лицевой стороне постамента размещён литой барельеф, изображающий первый отечественный паровоз с лавровой ветвью.

Скульптор: А. С. Кондратьев.

Архитектор: А. В. Сотников.

Previous post

Памятник В. И. Ленину в якутском городе Алдане

Next post

This is the most recent story.

4 комментария

  1. 21.12.2023 at 10:04 — Ответить

    Публикации
    Статьи о Тагиле
    ТАГИЛЬСКИЕ ДВОРЦЫ В СТАЛИНСКОЙ ПОСЛЕВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
    ТАГИЛЬСКИЕ ДВОРЦЫ В СТАЛИНСКОЙ ПОСЛЕВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

    ТАГИЛЬСКИЕ ДВОРЦЫ. СТАЛИНСКИЙ СТИЛЬ
    ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
    Нижнетагильский музей-заповедник
    https://museum-nt.ru/content/visit/portfolio/case/?SECTION_ID=87

    В 1948 г. был принят новый Генеральный план развития Нижнего Тагила, разработанный московской организацией «Горстройпроект» под руководством архитектора А.М. Мостакова. В нем, наряду с продолжением активного промышленного и жилищного строительства, предусматривалось и возведение объектов соцкультбыта.

    В послевоенные годы в Нижнем Тагиле появляются прекрасные здания учреждений культуры, где формируются общественные центры районов и города. Инициаторами их создания нередко выступали крупнейшие предприятия города и их руководители.

    Среди прочих особо выделяются Дворец культуры металлургов, Дворец культуры вагоностроителей и Драматический театр. Они и по сей день поражают своей торжественностью, величием, красотой. Этим «жемчужинам» тагильской архитектуры советского периода посвящена новая выставка «Тагильские дворцы. Сталинский стиль». В ее основу легли фотографии и документы из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

    Сталинский стиль — обобщающий термин архитектуры 2 пол. 1940-1950-х гг., стиль победителей, пришедший на смену конструктивизма. Шикарный, парадный, монументальный, он выражал идеи величия государственной власти. Во многих чертах этот стиль близок к ампиру, неоклассике и ар-деко. Здесь характерно использование советской символики, декор, массивные колонны, скульптуры рабочих и колхозников, живописные и мозаичные панно – все, что прославляет выдающиеся достижения советского народа. Для оформления зданий часто использовались мрамор и гранит.

    В послевоенные годы архитектура была мощным идеологическим инструментом, который транслировал идеи устремления в светлое будущее. За сталинской архитектурой стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни, уверенность в полной победе коммунистических идей.

    Символ сталинской архитектуры — знаменитые «сталинские высотки» в Москве. Наиболее известные архитекторы, которые проектировали здания в этом стиле: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский (дом на Котельнической набережной в Москве), В. Г. Гельфрейх и М.А. Минкус (здание Министерства иностранных дел СССР), Л.В. Руднев, П.В. Абросимов, С.Е. Чернышёв, А.Ф. Хряков (ансамбль Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова) и другие. Лучшие советские архитекторы проектировали здания и в Нижнем Тагиле.

    Здание Московского государственного университета. 1955 г.

    Открытые Интернет-источники

    Высотный дом на площади Восстания (ныне Кудринская площадь) в Москве. 1955 г. Открытые Интернет-источники

    Дворец культуры металлургов (ныне – Центр культуры и искусства ЕВРАЗ-НТМК) считается в городе одним из самых красивых, значимых и совершенных общественных зданий. Первоначально на его месте планировался обычный типовой клуб, под него в 1946 г. был заложен фундамент. Но довольно скоро стало ясно, что он не сможет удовлетворить потребности металлургов. Группе архитекторов свердловского института «Промстройпроект» во главе с Владимиром Владимировичем Емельяновым было поручено переработать проект, используя уже имеющийся фундамент.

    В.В. Емельянов, заслуженный архитектор РСФСР, автор проекта здания Дворца культуры металлургов.

    Свободные Интернет-источники

    Строительство прекратилось и в полном объеме было возобновлено только в 1950 г. Инициатором создания дворца выступил директор Новотагильского завода (ныне ЕВРАЗ-НТМК) Леонид Эммануилович Вайсберг (1945 — 1954 гг.). Наряду с развитием самого предприятия, он уделял большое внимание развитию Тагилстроевского района и его социальной сферы: при нем началось масштабное строительства благоустроенного жилья, больниц, дорог с твердым покрытием. Разрешение строительства Дворца металлургов директор лично добивался в Москве, обходя десятки кабинетов. Возведение этого здания осуществлял трест «Тагилстрой», руководил стройкой начальник участка И.Н. Скрябин.

    Л.Э. Вайсберг, директор Ново-Тагильского завода. 1945 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Дворец культуры металлургов был открыт в 1952 г. В это время он производил на жителей частных хибар и заводских бараков ошеломляющее впечатление, некоторые женщины плакали.

    Как писали тогда городские газеты, «он стал щедрым подарком партии, правительства и товарища Сталина новотагильским металлургам за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».

    В 1955 г. Дворец металлургов как лучшее архитектурное сооружение получил первую премию Совета Министров РСФСР.

    Дворец культуры металлургов. 1952 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Следует отметить удачное градостроительное решение комплекса. Здание построено с отступом от дороги. Благодаря этому образовалась парадная площадь. С улицы Металлургов хорошо воспринимается не только центральный фасад, но и боковые. Здание Дворца культуры украшает монументальный портик главного входа. У объекта нет «неглавных» фасадов – все фасады тщательно проработаны как в крупных членениях, так и в деталях.

    Настоящим украшением, завершающим архитектурное решение, является ротонда, венчающая объем сооружения. Ее на огромной высоте зимой выполнили из монолитного железобетона. Оформление здания представляют собой синтез нескольких искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного творчества.

    Площадь и Дворец культуры металлургов. Открытка 1965 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Особенностями дворца культуры являются скульптуры, которые украшают вход и центральный фасад здания. Две из них, доменщика и сталевара, были изваяны с работников металлургического завода — мастера доменного цеха В. Крючкова и сталевара мартеновского цеха В. Есина. Их автор, скульптор Г.Н. Белоярцева — Вайсберг, супруга директора НТМЗ. Автором горельефов «План ГОЭЛРО» и «Строителям коммунизма» стал известный тагильский скульптор, член Союза художников СССР М.П. Крамской. Также в оформлении дворца принимал участие скульптор В.А. Буланкин.

    Советская символика, присутствующая в виде перекрещенных серпа и молота, пятиконечных звезд, пшеничных снопов и венков, выражает идею торжества советского народа и является примером выражения идеологических идей посредством архитектуры. На площадках боковых лестниц декоративные настенные панно демонстрируют сцены встречи рабочего класса с руководящими лицами государства.

    М.П. Крамской, скульптор, член Союза художников СССР.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    В центре здания располагается круглое фойе, над ним возвышается ротонда малого зала, которому сейчас присвоено название «Президентский». Гардеробы размещены в подвальном помещении. Вестибюль отделан, в основном, красным тагильским и белым челябинским мрамором, недостающий камень получали с месторождений Кавказа.

    В домостороительном комбинате впервые в его истории были изготовлены дубовые двери, паркет, ступени, балясины. Многие сложные плотницкие работы выполнялись вручную. Все интерьеры разрешены в строгом торжественном стиле. Непосредственно к фойе примыкает зрительный зал на тысячу мест, читальный и спортивный залы, кафе.

    Для участников художественной самодеятельности предусмотрены многочисленные кабинеты, для демонстрации произведений искусства есть выставочный зал. Дворец металлургов – это образец удачного совмещения классики и архитектуры 1950-х гг.

    Дворец культуры металлургов. 1957 г. Коллекция Нижнетагильского музея заповедника

    Дворец культуры металлургов. Лестница и фойе. 1953 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Дворец культуры металлургов. Часть галереи балкона круглого зала. 1953 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Дворец культуры металлургов. Балкон и часть сцены. 1953 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Дворец культуры металлургов. Зрительный зал. 1967 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Дворец окружает великолепный парк с деревьями и кустарниками, с прудками на речках Панкрашка и Вязовка, малыми архитектурными формами и аттракционами. Здесь же находится стадион и водноспортивный комплекс «Уралец».

    Дворец по градостроительной концепции, архитектуре, содержательности удивительно уютный и теплый, любимый жителями района и города.

    Массовые гуляния в парке Дворца культуры металлургов. 1967 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Массовые гуляния в парке Дворца культуры металлургов. 1967 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Дворец культуры металлургов 1967 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    «В благодарность за великий вклад в победу тружеников города» 8 мая 1946 г. в Нижнем Тагиле был создан Государственный драматический театр. Также было принято решение о возведении для него особого здания. Оно строилось в 1951 — 1955 гг. и стало одним из самых значительных архитектурных сооружений города. Автор проекта — ленинградский архитектор А.В. Тарасенко. Инициатор застройки здания – исполком Нижнетагильского городского совета, строилось оно силами треста «Тагилстрой» (управляющий – П.Д. Гиренко, главный инженер – В.Н. Степанов).

    Строительство Драматического театра. Нач. 1950-хх.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Строительство Драматического театра. 1954 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Драматический театр. 2 пол. 1950-хх. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Грамота Ф.Н. Скворцова за отличную работу на строительстве Драматического театра. 1955 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Пригласительный билет на открытие Драматического театра. 1955 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Торжественное и монументальное, здание театра является ярким примером пышного стиля сталинской эпохи. В его архитектуре хорошо прослеживается связь античного театрального искусства и современных советских тенденций. Главный (восточный) фасад украшен восьмиколонным портиком дорического ордера, над шестью колоннами расположились лепные театральные маски. Фронтон прорезан тремя арочными нишами, в двух из них помещены скульптурные изображения каменного цветка, а в центральной – композиция из лиры и масок комедии и трагедии.

    На коньке и по краям крыши установлены три скульптуры, олицетворяющие Труд, Искусство и Науку. Они выполнены в мастерской знаменитого советского скульптора Е.В. Вучетича. Над театральной скульптурой трудились и тагильские скульпторы. Авторы всех масок на фризе театра Е.Н. Плугина и А. Кондаков, а центральная композиция из Лиры и масок Комедии и Трагедии — творение М.П. Крамского.

    В 2007 г. главные скульптуры, украшающие крышу, вследствие их разрушения, демонтировали, расчистили от нескольких слоев краски, укрепили разрушенную поверхность, восстановили утраченные детали. Затем со статуй была снята форма для литья и их отлили из силумина (сплав алюминия и кремния) и покрыли специальным слоем краски, имитирующим бетонную беленую поверхность. Скульптуры стали намного легче и прочнее.

    Драматический театр. 1950-е гг. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Здание Драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. 1975 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Фронтон Драматического театра. Скульптуры олицетворяющие Труд, Искусство, Науку (слева направо).

    2021 г. Частная коллекция

    Фойе и гардероб облицованы уральским красным и серым мрамором, потолок декорирован богатой лепниной и хрустальной люстрой, пол украшен каменной мозаикой. Большие живописные панно с изображением уральской природы находятся на лестничных площадках. Лестничные марши выполнены из серого и белого мрамора.

    На втором этаже, над гардеробом, расположен большой открытый зал, украшенный в лучших традициях: колонны, отделанные белым мрамором, поддерживают фриз, затейливый карниз, расписной потолок.

    Вместимость зрительного зала — 802 места. Его убранство привлекает к себе внимание прекрасным расписным плафоном с большой хрустальной люстрой. Она изготовлена на Мытищенском заводе под Москвой. Роспись плафона создана художниками Московского комбината прикладного декоративного искусства И. Бережным, И. Влащиком, Б. Дятловым, Б. Казаковым, А. Штейманом. Темы его росписи – народное творчество, театр, балет.

    При реконструкции театра были проведены исследования плафона, и оказалось, что роспись, выполненная темперой, нанесена не на потолок, а на ткань, натянутую поверх него.

    С 1963 г. театр носит имя писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. В 2015 г. прошла его масштабная реконструкция.

    Альбом «Нижнетагильский драматический театр». 1951-1955 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея заповедника

    Фойе. Фото из альбома «Нижнетагильский драматический театр». 1951-1955 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Панно на лестничной площадке. Фото из альбома «Нижнетагильский драматический театр». 1951-1955 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Открытый зал на втором этаже. Фото из альбома «Нижнетагильский драматический театр». 1951-1955 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Зрительный зал. Фото из альбома «Нижнетагильский драматический театр». 1951-1955 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Кафе. Фото из альбома «Нижнетагильский драматический театр». 1951-1955 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Праздничная демонстрация 07.11.1958 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    17Праздничная демонстрация 07.11.1958г..jpg

    Драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. 1970-е гг.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. 2021 г. Частная коллекция

    Здание Нижнетагильского драматического театра стало архитектурной доминантой центральной площади. В нашем городе она с самого основания названа Театральной.

    В 1948 г. московские архитекторы Э.Я. Розенбаум и Б.П. Штивель спроектировали новую площадь на самом высоком месте улицы Ленина.

    В результате была ликвидирована частная деревянная жилая застройка XIX – начала ХХ вв. и образована современная Театральная площадь с расходящейся от нее лучевой композицией из двух проспектов — Ленина и Строителей.

    Проект Театральной площади. Вид с улицы Привокзальной (Строителей).

    1953 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Строительство здания кинотеатра «Родина». 1957 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    В ноябре 1956 г. здесь был установлен бронзовый памятник на высоком пьедестале из красного гранита изобретателям первого российского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановым. Его авторы — скульптор А.С. Кондратьева и архитектор А.В. Сотникова Высота монумента около 8 метров.

    С востока площадь и два ее луча организуют семиэтажные здания с кинотеатром «Родина» (1958 г.) в одном и Центральной городской библиотекой (1964 г.) в другом. Автором проектов этих зданий стал известный советский архитектор Я.О. Свирский, автор проекта Дома Советов на Московском проспекте в Ленинграде.

    Театральная площадь. 1957 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Театральная площадь. 1972 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Важнейшим центром культурной и общественной жизни Дзержинского района Нижнего Тагила является Дворец культуры вагоностроителей.

    Его проект первоначально был создан для знаменитого ленинградского Кировского завода. Однако, в 1951 г. было приняло решение о строительстве такого дворца культуры в Нижнем Тагиле.

    Дворец культуры вагоностроителей. 1950-1960-е гг.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Совет Министров СССР принял во внимание исключительный вклад коллектива предприятия в обеспечение армии боевой техникой во время Великой Отечественной войны. Был учтён также тот факт, что Уралвагонзавод к тому времени не имел собственного дворца культуры, было шесть рабочих клубов, которые располагались в деревянных бараках. В принятии этого решения огромную роль сыграл директор завода Иван Васильевич Окунев, который стал инициатором строительства дворца. Он занимал эту должность с 1949 по 1968 гг. Под руководством И.В. Окунева было создано уникальное многоотраслевое предприятие — Уралвагонзавод.

    Здесь при нем были спроектированы, испытаны и поставлены на конвейер новые образцы бронетанковой техники (танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации), полувагоны разной грузоподъёмности, платформы, крытые вагоны, создано новое наукоёмкое производство криогенной техники, обеспечившее становление и развитие космонавтики.

    Как директор УВЗ большое внимание Иван Васильевич уделял развитию Дзержинского района и его социальной сферы: были построены многоквартирные дома, общежития, детские сады, машиностроительный техникум. Вершиной его заботы о Вагонке стало строительство здания Дворца культуры вагоностроителей.

    И.В. Окунев. 1972 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Делегаты XX съезда КПСС. Справа — И.В. Окунев. 1956 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Пригласительный билет на торжественное заседание, посвященное открытию

    Дворца культуры вагоностроителей. 1957 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Строительство осуществлял трест № 88: управляющий трестом Д.Е. Кузьменко, главный инженер М.Г. Мошинский, заместитель управляющего треста С.С. Коган, начальник стройуправления А.В. Окунев.

    Возведение здания началось летом 1952 г., продолжалось шесть лет до 1958 г. и несколько раз прерывалось. Но каждый раз возобновлялось под неустанным давлением И.В. Окунева. Первоначально не хватало средств, а в 1957 г. вышло постановление правительства СССР о снижении сметной стоимости здания. Потребовались большие усилия, чтобы все отделочные работы были завершены в полном объёме. Иван Васильевич обратился в министерство с просьбой выполнить проект без купюр, и она была удовлетворена.

    Последние 11 месяцев строительства директор завода лично проводил ежедневные оперативные совещания на площадке дворца культуры. Завершающим аккордом в длинной эпопее стали массовые субботники и воскресники по разбивке и насаждению парка на прилегающей территории.

    В октябре 1958 г. здесь в три смены работали представители всех коллективов УВЗ — от металлургов до конструкторов танкового конструкторского бюро. Трудились под звуки духового оркестра — копали ямы под посадки деревьев, разгружали землю с машин, планировали территорию. 5 ноября 1958 г. дворец культуры принял первых гостей. В 1973 г. Дворцу культуры вагоностроителей было присвоено имя И.В. Окунева.

    Проект дворца был разработан московским проектным институтом «Горстройпроект», архитектор Эмма Михайловна Залесская. Архитектурный облик здания отличается гармоничностью и строгостью. Композиционное решение следует образцам архитектурной классики XIX в. Главный фасад оформлен величественным центральным портиком. Два боковых флигеля имеют самостоятельные портики, второстепенные по масштабу. Они соединяются с центральным корпусом переходами и образуют два уютных внутренних дворика.

    Группа товарищей у Дворца культуры вагоностроителей. Конец 1950-х гг.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    групповой снимок 1960-е у Дворца УВЗ.jpg

    Дворец культуры вагоностроителей. 1960 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Общая полезная площадь дворца – 10 тысяч кв. м. В центральном корпусе размещены зрительный зал вместимостью до 800 мест с вращающейся сценой, вестибюль, гардероб, фойе с балконами, артистические комнаты, оркестровая яма.

    Центральное фойе освещают большие люстры. В левом крыле – малый зрительный зал в 200 мест, вестибюль с гардеробом танцевальный зал и библиотека. В правом крыле дворца находятся спортивный и выставочный залы, вестибюль с гардеробом, а также кружковые комнаты.

    Усилиями И.В. Окунева, его помощников и строителей удалось воплотить в жизнь все проектные решения: высококачественную отделку, облицовку мрамором стен и колонн, лепные работы, паркетные полы, дубовые двери, художественные росписи стен и потолков. Оконные и дверные блоки, паркетный пол, мебель были изготовлены в городе Ужгороде Западной Украины. Для работ с мрамором и для художественной росписи привлекались специалисты из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Использовался красный, розовый и белый мрамор.

    Балюстрада и колонны входной группы Дворца культуры вагоностроителей. 1959 г. Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Зрительный зал Дворца культуры вагоностроителей. 1959 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Люстра зрительного зала Дворца культуры вагоностроителей. 1959 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Вестибюль Дворца культуры вагоностроителей. 1959 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Верхняя часть центральной лестницы с фигурными перилами. 1959 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Фойе Дворца культуры вагоностроителей. 1959 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    В конце 1950-х гг. Дворец культуры вагоностроителей посетил известный писатель, артист, литературный критик Ираклий Луарсабович Андронников. Он оставил следующий отзыв: «Это Дворец культуры, равного которому сразу не найдешь».

    Дворец культуры имени И.В. Окунева. 2002 г.

    Коллекция Нижнетагильского музея-заповедника

    Тагильские дворцы в сталинском стиле стали символом Победы в Великой Отечественной войне и начала новой мирной жизни. Они являются лучшими образцами советской архитектуры. Наши дворцы стоят в одном ряду с подобными зданиями в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах. Это гордость не только Нижнего Тагила и Урала, но и всей России.

    Авторы выставки: С.В. Старков, заведующий историческим отделом, Ю.А. Егорова, главный специалист по разработке и внедрению медийных программ.
    Подбор экспонатов: Д.М. Симонова, Е.А. Новосельцева, научные сотрудники отдела по учету и хранению музейного и архивного фондов; Е.А. Казакова, специалист по учету и хранению музейных предметов.
    Метки статьи
    1950-60 годы
    Архитектура Нижнего Тагила
    благоустройство
    Дворец культуры НТМК
    Дворец культуры УВЗ
    ДК НТМК
    История Нижнего Тагила
    Нижнетагильский Драматический театр
    Нижний Тагил
    послевоенные годы

    https://tagil-press.ru/publications/30701/tagilskie-dvorcy-v-stalinskoj-poslevoennoj-arhitekture

  2. 21.12.2023 at 10:06 — Ответить

    Памятник Черепановым на Театральной площади8 августа 2012, 13:02Добавить новость
    Памятник Черепановым на Театральной площади
    Распространенное заблуждение тагильчан и жителей других городов состоит в том, что знаменитые изобретатели первого в России паровоза были братьями. Многие даже называют памятник на центральной площади города памятником братьям Черепановым. На самом же деле Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы приходятся друг другу отцом и сыном.

    Памятник был установлен на Театральной площади Нижнего Тагила 4 ноября 1956 года, в очень непростое для города и страны время. После войны все силы и деньги шли на развитие районов и производств, на строительство домов и других сооружений. Но на строительство памятника деньги все-таки были выделены, и немалая по тем порам сумма: 251 тысяча рублей. Наверное, такое решение со стороны Администрации Нижнего Тагила можно объяснить тем, что идея о строительстве этого памятника созревала более десяти лет.

    Главная заслуга в столь длительном «вынашивании» этой идеи принадлежит скульптору Андрею Кондратьеву. Первое упоминание о решении создания этого памятника в анналах истории приходится на 22 августа 1945 года. В 1949 скульптор Кондратьев принес на оценку эскиз памятника. Оценив упорство Андрея Семеновича и приняв во внимание его десятилетний опыт участия в различных выставках скульптур, комиссия утвердила его в качестве скульптора памятника Черепановым. Тем более вопрос об оплате работы Кондратьеву был не так важен. Гораздо больший интерес для него представляла сама работа, творческий процесс.

    757578947934872.jpg 0_671ac_373465e7_xl.jpg 0_1a56f_393a122c_l.jpg
    0_73deb_8f788a38_xl.jpg
    Фото пользователей gal420692, sveta-svoikina, yulskaya13, а также с сайта History.ntagil.ru.

    Первое заседание по обсуждению строительства и установки памятника Черепановым состоялось только спустя пять лет, 17 января 1950 года. Вначале, согласно эскизу, в руках сына Черепанова был карандаш, но комиссия была этим недовольна. Когда Кондратьев предложил поместить в руку Мирона Ефимовича циркуль, эксперты решили, что это будет лучше отражать образ скульптуры знаменитого инженера и мыслителя.

    Скульптор очень ответственно подошел к процессу создания памятника. Для того, чтобы добиться максимальной точности в одеянии ученых, он изучил быт и творчество Черепановых, а также одежду того времени. По мнению автора скульптуры, памятник Черепановым символизирует преемственность поколений, силу русской старины, а образ сына излучает спокойствие, уверенность и упорство духа перед лицом поставленной задачи.

    По мнению архитектора А.В. Сотникова, памятник из бронзы и постамент из красного гранита общей высотой 8 метров, должен были разместиться на Вокзале, поближе к паровозам и поездам, но Администрация решила поставить его на Театральной площади, где он располагается и по сей день.
    © TagilCity.ru
    Сохранить
    0

    10
    метки Нижний Тагил, памятники Нижнего Тагила, памятник, Черепановы, ученые, паровоз, изобретатели, история

    Башня на Лисьей горе 27 сентября 2012, 18:33

    Памятник Николаю Демидову в Комсомольском сквере 3 сентября 2012, 15:35 2

    Мемориал, посвященный погибшим на фронтах ВОВ горнякам 14 февраля, 11:35 1

  3. 21.12.2023 at 10:08 — Ответить

    к объекту
    Памятник Черепановым Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу, город Нижний Тагил, Свердловская область

    Найти
    Последние

    1985 05/12/2011
    Памятник Черепановым Е. А. и М. Е. (фото)

    Объекты — Связано с: Памятник Черепановым Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу, город Нижний Тагил, Свердловская область
    1986 05/12/2011
    Памятник Черепановым Е. А. и М. Е. (фото памятника)

    Декабрь, 2011 г.

    Объекты — Связано с: Памятник Черепановым Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу, город Нижний Тагил, Свердловская область
    2771 12/04/2012
    Памятник Е.А. и М.Е. Черепановым, 1956 г.
    Скульптор А.С. Кондратьев, архитектор А.В. Сотников.

    19 марта 1953 года, в связи со 150-летием со дня рождения М.Е. Черепанова, состоялась закладка памятника. Была привезена мраморная глыба, на которой закрепили чугунную плиту со словами: «Здесь будет установлен памятник русским техникам Ефиму и Мирону Черепановым».

    Автор памятника столичный скульптор Андрей Семенович Кондратьев (1913-1978) в годы войны проживал в Свердловске и изучал историю и культуру Среднего Урала. По первоначальному замыслу он планировал установить монумент на площади перед железнодорожным вокзалом. Проект памятника неоднократно обсуждался ведущими скульпторами Москвы и жителями Нижнего Тагила.

    Автор памятника объяснял смысл скульптурной помпезности следующим образом: «Идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца, Ефима Алексеевича Черепанова (сидящая фигура), показывающего на чертеж и предлагающего решить техническую задачу… Поворот же головы, обращенной к сыну, призывает к более молодому поколению… Стоящая фигура Мирона Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа…»

    Торжественное открытие памятника состоялось 4 ноября 1956 г. в 12 часов на Театральной площади. Бронзовая двухфигурная скульптура, отлитая в Ленинграде, установлена на постаменте из красного гранита, в центре которого помещен барельеф с изображением первого российского паровоза с лавровой ветвью внизу.
    В верхней части постамента мемориальная доска с текстом: «Черепановым Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу». На противоположной стороне постамента две бронзовые доски. На верхней текст: «Талантливым русским машиностроителям, конструкторам первого паровоза в России 1833-1834 гг.» На нижней доске: «Сооружено в 1956 г.»
    Вес памятника почти девять тонн, его высота — 7,5 м.

    Монумент стал одной из главных достопримечательностей Нижнего Тагила и является единственным памятником в Российской Федерации первым изобретателям паровоза. Реставрирован в 2007 г. в канун 285-й годовщины со времени основания Нижнего Тагила.

    А.А. Войтенко
    В.И. Старков

    источник: «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Т2. – «Сократ», 2007. – С. 579-580

    Объекты — Связано с: Памятник Черепановым Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу, город Нижний Тагил, Свердловская область

    http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?o1=7448&q=true&f=p

  4. 21.12.2023 at 10:10 — Ответить

    http://virtual.artmnt.ru/monumentum/2

    Архитектор А.В. Сотников. бронза, литье, гранит. адрес: Театральная площадь. Факты. Архив. … Хотелось бы отметить, что это не единственный раз, когда скульптор А.С. Кондратьев и архитектор А.В. Сотников работали в творческом тандеме. По всей вероятности опыт совместной работы оказался столь удачным, что через три года, в 1959 году, они создают в Пятигорске памятник С.М. Кирову. За 50 лет существования памятник механикам Черепановым многое потерял во внешнем облике: был утерян циркуль, скульптура была загрязнена, швы постамента разошлись и вырос мох.

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *