Скульптурные памятники и монументы в Москве: Ленин и Сталин в монументальной скульптуре

Скульптурные памятники и монументы в Москве

Соболевский Н. Д., издательство «Московский рабочий», 1947

Глава «Ленин и Сталин в монументальной скульптуре»

Образы великих гениев революции В.И. Ленина и И.В. Сталина служат неисчерпаемым источником вдохновения в творческой деятельности работников всех видов искусства.

Работая над созданием образов Ленина и Сталина, художники и скульпторы постоянно стремились и стремятся раскрыть в своих произведениях величие духа этих двух титанов революционной мысли, творцов Великой Октябрьской революции, создателей славной большевистской партии, строителей Советского государства, государства нового социалистического типа.

Творческая работа скульпторов при решении темы «Ленин-Сталин» шла и идёт в двух направлениях: в плане создания станковых портретов, бюстов и фигур вождей и в создании монументов синтетического порядка.

Многочисленные художественные произведения, исполненные советскими скульпторами за годы революции, начиная с далеко ещё не совершенных скульптур первых лет революции и кончая величественными памятниками, выполненными за последнее время, являются свидетелями роста мастерства наших художников, создающих произведения «национальные по форме, социалистические по содержанию».

Богатейшее художественное наследие по иконографии В.И. Ленина — «Лениниану» оставил нам крупнейший русский скульптор-реалист Н.А. Андреев (1873-1932).

К Октябрю 1917 года Н.А. Андреев был уже вполне сложившимся художником, автором ряда крупных монументальных работ и камерных скульптур. Являясь представителем русского импрессионизма в скульптуре, вдумчивый и гибкий мастер сумел подняться до больших высот подлинно реалистического искусства. Настоящий расцвет недюжинного дарования художника наступает в годы социалистической революции. Тогда им создаются лучшие работы и среди них прежде всего «Лениниана».

Десятки зарисовок, этюдов и скульптурных работ, выполненных им за 1918—1932 годы, находятся в настоящее время в Музее В.И. Ленина.

В мае 1920 года, часто наблюдая работающего в кабинете Владимира Ильича, скульптор делал натурные карандашные зарисовки, создавая небольшие скульптурные этюды головы Ленина из мастики. Позже, после смерти Ильича, скульптор усиленно работал над рядом пластических изображений Ленина, добиваясь монументальности образа вождя.

В десятках изображений читающего, говорящего, слушающего, думающего, отдыхающего Ленина художник просто и правдиво показывает живого вождя и человека.

Над созданием многогранного, величественного образа Ленина работали и многие другие крупные мастера советского ваяния.

Одной из первых монументальных скульптур В.И. Ленина является 25-метровый бронзовый памятник, над которым в течение двух лет (1925—1927) работал И.Д. Шадр (1887—1941). Этот памятник, изображающий Ленина — трибуна, созданный в Москве, был установлен на плотине Земо-Авчальской гидроэлектрической станции.

В январские дни 1924 года группа художников, среди которых был и скульптор И.Д. Шадр, провела долгие часы у гроба Ленина. В те дни И. Д. Шадр, проработав 44 часа, вылепил голову Ленина — реалистический этюд «Ленин в гробу».

В ночь с 21 на 22 января 1924 года в Горках скульптор С.Д. Меркуров снял маску с покойного В. И. Ленина.

Этюд И.Д. Шадра «Ленин в гробу», посмертная маска с В.И. Ленина, исполненная С.Д. Меркуровым, и «Лениниана» Н.А. Андреева — это тот источник, который помогает советским скульпторам воссоздавать бессмертный образ В.И. Ленина.

Из скульптурных монументов, изображающих В. И. Ленина и поставленных в Москве, лучшими пока являются два. Первый находится в аванпорте канала Москва — Волга, другой установлен на Советской площади.

Эти два скульптурных произведения созданы одним из видных советских художников народным художником СССР, лауреатом Сталинской премии, скульптором С.Д. Меркуровым (род. в 1881 году).

Крупнейший скульптор-монументалист С.Д. Меркуров после окончания В 1905 году Мюнхенской академии художеств и трёхгодичного пребывания в Париже и Флоренции поселяется на жительство в Москве.

Широкую известность творчество художника приобретает в первые же годы революции. У же в 1920 году им создаётся гранитный памятник Карлу Марксу для Симбирска. В последующие годы мастер, совершенствуя своё реалистическое дарование, работает над рядом памятников великим людям революции, науки, литературы, искусства. После смерти В.И. Ленина работает над образом вождя, выполняя ряд портретов и памятников для различных городов Союза.

Монументальные скульптуры В. И. Ленина, выполненные мастером в последнее время и находящиеся в Москве, являются лучшими произведениями С.Д. Меркурова, созданными им на ленинскую тему.

О подготовительной работе, связанной с выполнением монумента для канала Москва — Волга, С.Д. Меркуров говорит следующее:

«Первое время я стремился восстановить образ Владимира Ильича в точном фотографическом плане, без привлечения чего-либо стороннего с тем, чтобы в будущем эти первые работы служили мне моделью в моих последующих работах. Я знал, что я стал на путь многолетней, длительной работы, но я избрал этот путь, так как имел отчетливое представление о том, какую огромную задачу я взялся выполнить и какую ответственность возложил на себя. Каждый новый бюст, каждая новая фигура В.И. Ленина, выполненные мною, развивали дальнейшую работу, целью которой было создание обобщающего, синтетического образа Ленина» (С.Д. Меркуров. Архитектура канала Москва—Волга, стр. 19.).

Такая вдумчивая, глубокая подготовка помогла художнику выполнить задачу создания грандиозной тридцатидвухметровой скульптуры, изображающей В.И. Ленина—вождя.

В.И. Ленин в скульптуре С. Д. Меркурова изображён в характерной позе: волевой поворот головы, подчёркнуто чёткое движение руки трибуна, обращающегося с речью к народу.

Движение вперёд всего корпуса придаёт образу Ленина большую выразительность. Особенно удалась художнику голова Ленина «с черепом Сократа», правдиво и с большим реализмом передающая живой и жизненный облик вождя трудового человечества.

Серый гранит, издавна излюбленный скульптором, явился прекрасным материалом для изваяния. Скульптор с помощью десятков резчиков камня, шлифовальщиков выполнил работу в небывало короткий срок за три с половиной месяца.

Об огромном объёме работ и о преодолённых больших технических трудностях свидетельствуют следующие цифры. На монумент, возвышающийся в аванпорте, пошло 24 поезда гранита. Только один гранитный блок, из которого изваяна голова, весит около шести тысяч пудов!

Этот величественный, вдохновенный монумент, позже повторенный (но несколько переработанный) С.Д. Меркуровым для зала заседаний Верховного Совета в Кремле,— один из лучших памятников бессмертному Ленину, один из лучших синтетических образов Ильича.

Резцу С.Д. Меркурова принадлежит и замечательная по глубине психологической трактовки фигура сидящего В.И. Ленина.

В скульптуре правдиво передан образ мыслителя, образ огромной философской одухотворённости. Ленин изображён сидящим; правая рука, в которой он держит карандаш, закинута за спинку кресла. Полуповернувшись, наклонившись вперёд, Ильич внимательно всматривается и слушает. Левая рука с записной книжкой лежит на колене. Пластическое выражение скульптурного образа прекрасно гармонирует с психологически живым и ярким обликом Ильича. Скульптура выполнена мастером в красном граните и поставлена в 1938 году в сквере перед Институтом Маркса — Энгельса — Ленина на Советской площади. До того как этот большой образный памятник гению русской революции был водружён перед зданием института, он с успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Третий монумент В. И. Ленина сделан в бетоне скульптором Д. П. Шварцем (род. в 1899 году). Скульптор изобразил В. И. Ленина произносящим речь. Памятник поставлен во дворе завода Ильича (бывш. Михельсона) на том месте, где 30 августа 1918 года врагами революции было произведено гнусное покушение на В.И. Ленина.

Из других скульптурных изваяний, изображающих В.И. Ленина и поставленных в Москве, уникальными являются произведения А.М. Лавинского (род. В 1892 году) и Г.Д. Алексеева (род. в 1883 году). Скульптор-монументалист А.М. Лавинский создал большой, высотой в пять с половиной метров, памятник Ленину, установленный в 1936 году на перроне Октябрьского вокзала. Автор ряда бронзовых монументов В. И. Ленина, установленных в различных городах Советского Союза, — Г.Д. Алексеев является также автором памятника Ленину, поставленного в 1934 году в сквере перед зданием Рабоче-крестьянской милиции на Петровке.

Множество уникальных художественных произведений, раскрывающих в скульптуре образ В.И. Ленина, находится в Музее В.И. Ленина, в Музее Революции, в Государственной Третьяковской галерее, в зале заседаний Верховного Совета, в правительственных: учреждениях, в Моссовете и т.д. Эти произведения выполнены крупнейшими мастерами советской скульптуры: И.Д. Шадром, Н.А. Андреевым, С. Д. Меркуровым, В.М. Мухиной (род. в 1889 году), М.Г. Манизер (род. в 1891 году), В.Б. Пинчук (род. в 1908 году), Б.Д. Королевым (род. в 1884 году) и многими другими.

Не менее углублённо, чем над ленинской темой, работали и работают советские скульпторы над раскрытием образа великого Сталина.

«Сталин — это Ленин сегодня. Вот он, величайший и значительнейший из наших современников … Во весь свой рост он возвышается над Европой и Азией, над прошедшим и будущим». Так писал в 1936 году Анри Барбюс (Анри Барбюс. Сталин, стр. 380).

Сталин — великий соратник Ленина, вождь, отец и учитель всех трудящихся, творец самой демократической в мире Сталинской Конституции. Сталин — гениальный военачальник. Под его водительством советский народ одержал всемирно-историческую победу над врагом человечества — немецким фашизмом и над японским империализмом.

Одно из совершенных произведений советской скульптуры, изображающее Сталина, — это гранитный монумент, созданный С.Д. Меркуровым для аванпорта канала Москва—Волга.

Черты вождя социалистической Родины переданы в этом произведении с большой выразительностью. Одетый в шинель товарищ Сталин стоит, заложив характерным жестом руку за борт военного костюма. Фронтально развёрнутая фигура вождя содержит в своей чёткой завершённости огромную силу реалистической правды о том, кому посвящены лучшие помыслы и чаяния советских людей и всего трудового человечества, о том, кого воспевают поэты, ашуги, сказители, о том, кто от победы к победе ведёт великую социалистическую державу.

«Работа над творческим воплощением образа И.В. Сталина, — говорит скульптор, — началась для меня ещё до создания монумента на канале Москва — Волга. И.В. Сталина мне приходилось видеть нечасто и недолго. Но один раз я пробыл около него на выставке «15 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» часа два. Мои непосредственные наблюдения за эти два часа оказали огромную помощь в дальнейшей работе. После этого мною был выполнен эскиз фигуры. Над эскизом и фигурой я работал два года. Таким образом, к моменту начала работы над монументом для канала мною была проделана большая предварительная работа над скульптурным образом товарища Сталина. Мне бы хотелось, чтобы созданный мной образ товарища Сталина провозгласил всему миру те мысли, ту любовь, ту готовность К подвигам, на которые вдохновляет этот человек не только меня, художника, не только миллионы людей нашей родины, но и трудящихся всего мира» (С. Меркуров. Архитектура канала Москва—Волга, стр. 46.).

Как и статуя В.И. Ленина, тридцатидвухметровая скульптура, изображающая И. В. Сталина и поставленная в аванпорте канала, выполнена в сером граните.

Прямым и непосредственным продолжением творческого решения сталинской темы у С.Д. Меркурова является монумент, установленный на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки у павильона Механизации.

В этой скульптуре, выполненной в 1939 году, художник раскрыл образ высокой гуманности, человечности, теплоты. В левой руке Сталин держит сверток бумаги, правая, согнутая в локте, заложена за борт мундира. Полы шинели закрывают ноги, плавно обтекая корпус. 3а этот монумент, высоко оценённый советским народом, художнику была присуждена Сталинская премия первой степени.

Одной из следующих работ художника явилась скульптура И.В. Сталина, высотой в 3,5 метра, выполненная в красном граните и в 1939 году установленная перед зданием Государственной Третьяковской галереи.

По сравнению с монументами аванпорта и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в этом скульптурном изображении И.В. Сталина художник внимательнее и острее моделировал черты лица Сталина, обратил большее внимание на детали и портретную схожесть, меньше синтезировал образ, сделав его более простым и понятным массовому зрителю.

Десятки, сотни художественных произведений: барельефов, горельефов, портретных бюстов и фигурных изображений, кроме установленных в столице и перечисленных здесь монументов, созданы нашими скульпторами на сталинскую тему.

Над творческим воплощением образа великого Сталина работали и продолжают работать скульпторы В.А. Андреев (1890-1943), И.А. Менделевич (род. в 1887 году), М.Г. Манизер, С.Я. Какабадзе (род. в 1896 году), З.И. Азгур (род. в 1908 году), С.Д. Меркуров и многие другие виднейшие мастера ваяния.

Ленинско-сталинскую тему в двухфигурной композиции правдиво и с большой любовью в 1937 году решили украинские скульпторы Ю.И. Белостоцкий, Г.Л. Пивоваров и Э.М. Фридман. Созданное ими произведение — скульптурная группа, изображающая сидящих на садовой скамье и беседующих вождей революции: «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Горках», — установлено в парке Химкинского вокзала канала Москва—Волга.

Из года в год на площадях и улицах, в парках, в садах, на бульварах Москвы и других городов будут воздвигаться в бронзе, мраморе, граните всё новые и новые монументы, раскрывающие великие образы Ленина и Сталина.