Home»Идеология»Советская монументальная скульптура 1960–1980-х гг.

Советская монументальная скульптура 1960–1980-х гг.

0
Shares
Pinterest Google+

Результаты борьбы с «излишествами»

Стоит отметить, что до середины 1960-х годов советская архитектура и советское монументальное искусство сохраняли приверженность неоклассическим формам. Исполнение печально известного хрущёвского постановления о борьбе с излишествами поначалу привело лишь к обеднению декора, но базовые принципы проектирования и строительства в течение нескольких лет оставались прежними.

Космическая тематика

Эпоха Брежнева

Увлечение упрощёнными видами мозаик

Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачёвой

Был ли застой?

Молодёжи 30-х всё было по плечу, а молодёжи 80-х…

Десакрализация и крушение идеалов

Слухи об архангельском Ленине — отдали, мол, из Москвы.

Тлетворное влияние Запада

Пришествие модернизма

Столетие Ленина

Память о Великой Отечественной войне

В первые послевоенные годы День Победы не был официальным государственным праздником.

Ни в коем случае не стоит утверждать, что Сталин или Хрущёв относились к этому вопросу с пренебрежением — многое было сделано и в их времена. Однако тема монументального воплощения памяти о подвиге советского народа в годы войны приобрела широкий размах именно при Л. И. Брежневе.

Успехи в освоении космоса

Некоторые исследователи советской архитектуры и советского монументального искусства отмечают, что успехи в освоении космоса оказали огромное влияние на формирование стилей и образов.

Previous post

Памятник Ленину на одноимённой площади в Калинине / Твери

Next post

Формирование Ленинской мемориальной зоны в Ульяновске

1 Comment

  1. 24.10.2022 at 19:08 — Ответить

    Эрнст Неизвестный, гроб-арт, мемориалы, памятники космонавтам: история русской скульптуры второй половины XX века
    10 декабря 2021
    В 1960-1980 годах значительное место в русской архитектуре и скульптуре занимает мемориал. Мемориалы строят на месте лагерей смерти.

    Памятник Д.М. Карбышеву был воздвигнут скульптуром В. Цигалем в Маутхаузене.

    В. Е. Цигаль. Памятник Карбышеву. Москва. 1980. Бронза. Высота 800
    Мемориальным является и пояс Славы вокруг Ленинграда. А так же памятник-ансамбль героям Сталинской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967), скульптор Е. Вучетич).

    В. Е. Цигаль. Умники Освенцима. 1959. Бронза. Москва. Министерство культуры России
    Создавались мемориала и на кладбищах, как, например, на Пискаревском в Ленинграде (1960, скульптуры В. Исаева и Р. Таурит).

    В. Исаева, Р. Таурит. Мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище. Санкт-Петербург. 1960
    Монументальное искусство последних 30 лет Советского Союза имело разные стилевые концепции. Чаще всего это был символический образ, схематично-отвлеченный или же экспрессивно-напряженный.

    Монумент в честь героический обороны Ленинграда в 1942-1943. Разорвало кольцо. Санкт-Петербург. 1975. Архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Ксменский. Скульптор М. К. Аникушин
    Памятник героическим защитникам Ленинграда задуман как символ победы и призыв к миру (1975, скульптор М. Аникушин, архитекторы М. Сперанский, В. Каменский).

    Ю. Н. Лоховинин. Легендарная тачанка. 1967. Казовка. Украина
    О. К. Комов. Памятник А. Верещагину. 1980. Вышли Волочок
    Символический образ в монументальной скульптуре решался как в комплексе с архитектурой, так и самостоятельно. Как, например, скульптурная группа «Тачанка» , навеянная знаменитой песней и поставленная около Каховки (скульптуры Ю. Лоховинин, Л. Михайленок, Л. Родионов).

    Значительное место в советской скульптуре занимала космическая тема. В 1958 году в Калуге А. Файдыш-Коандиевский создал памятник К. Э. Циолковскому. В 1964 году в Москве был поставлен монумент — спутник «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства». А

    А. П. Файдыш. Портрет Циолковского. 1964. Москва. Министерство культуры России
    Декоративно-парковая скульптура получила в то время большое развитие. Часто проводились выставки такого типа скульптуры на открытом воздухе.

    Станковая скульптура тех лет пыталась освободится от помпезности и фальши. Например, Т. Соколова в своих работах прекрасно сочетала внутренний мир модели с внешними декоративными формами (портрет С. Зелёнкой, М. Цветаевой).

    Психологизация образов достигалась за счёт фактуры, цвета, использования пространства вокруг скульптуры. Это хорошо видно в работах Т. Соколовой, А. Пологова, В. Вахрамеева.
    Ю. Чернов. Доктор мед.наук, директор Курганской института травматорогии и ортопедии Г. А. Илизаров. 1975 . Москва. Государственная Третьяковская галерея
    В 1970е годы появился так называемый «поэтический документализм». К нему можно отнести такие работы как «Святослав Рихтер и Нина Дорлиак» В. Вахрамеева (бронза, 1976-1977), портрет хирурга Г. А. Илизарова Ю. Чернова (кованая медь, 1975).

    В скульптуре возникает осознание роли пространства. Теперь оно имеет большое значение в общем восприятии предмета искусства.

    Ю. Л. Чернов. Юрий Сенкевич. 1983. Москва. Государственная Третьяковская галерея
    Наряду с официальной линией развития скульптуры, в 1960-1980 годах развивается нонконформистское направление. Самый яркий представитель «нового авангарда» Эрнст Иосифович Неизвестный (родился в 1925 году). Его отличает огромный багаж жизненного опыта: он прошёл Великую Отечественную войну, учился на философском факультете Московского университета, закончил институт Сурикова. Скульптор-новатор выступал против несвободы творчества в сериях работ «Война-это», «Роботы и полуроботы». Его активная позиция привела к конфронтации с советской властью. Скульптор был вынужден покинуть Россию.

    Э. Неизвестный. Молитва. 1960. Бронза.

    Э. Неизвестный. Дерево жизни. 1968-1976 гг.
    Э. Неизвестный. Кентавр. 1962. Гипс.
    Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) — скульптор, создававший ясный отчётливыесимволичные формы в работах: «Формула скорби»(1972), «Памятник погибшим от бомб»(1974), «Взывающий» (1979). Другую линию в искусстве скульптора составляют цикла «Гроб-арт» и «Препараты». В этих произведениях он использовал канализационные трубы, батареи, части моторов. При жизни Сидура в Союзе не было выставок его работ, но они проходили в Европе.

    В. А. Сидур. Формула скорби. 1972. Алюминий.
    В. А. Сидур. Памятник погибшим от бомб. 1974. Алюминий

    Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи об искусстве!

    #история искусства #история #скульптура #советский союз #советская скульптура

    https://dzen.ru/media/id/60f5dbefeac6b5224fe1bc8f/ernst-neizvestnyi-grobart-memorialy-pamiatniki-kosmonavtam-istoriia-russkoi-skulptury-vtoroi-poloviny-xx-veka-61b3709bbf15e12aeb9c6eda

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *