Собиратель инфы о советском монументальном искусстве и обо всём, что с ним связано. Системный аналитег-кросавчег. Характер прескверный. Женат на амбициозной художнице с внешностью аристократки, но уделяет ей мало внимания.
Brandergofer: Юный читатель из Колючего садика
Автор: Наталья Михайлова Brandergofer
Пожалуй, мало кому будут интересны эти заметки. И в ульяновских фотографиях повторяюсь. Но мне давно хотелось написать на эту тему, связанную с детством. Не знал, правда, в какую форму это выльется. Получилось так.
Как общественное место, насчитывающее более 100 лет, Колючий садик (ныне сквер И.Я.Яковлева) имеет свою историю, обросшую множеством былей, легенд и вымыслов. Даже по поводу происхождения и времени появления названия сведения существенно разнятся; вплоть до того, что своим именем сквер обязан якобы окружавшей его колючей проволоке. Видимо, все не так страшно. До начала 20 века это была Покровская площадь перед одноименным мужским монастырем. Тогда в городской обиход вошла такая форма молодежных мероприятий, как «Праздник древонасаждения». Впервые он прошел весной 1902 г., именно на Покровской площади. Учащимися городских училищ был разбит сквер между улицами Сызранской (12 сентября), Лисиной (К.Либкнехта) и Покровской (Л.Толстого). Сквер был засажен желтой акацией и шиповником, по периметру окружен колючей живой изгородью, почему и получил название «Колючего». Есть сведения, что в 1930-х г.г. часть улицы Л.Толстого, примыкающая к скверу, носила официальное название Колючий переулок. Известный факт, что в 1918 г., после взятия Симбирска, чехи и каппелевцы расстреляли и захоронили в сквере группу пленных красноармейцев и собственных предателей. После перехода города к красным 12 сентября 1918 г., они были перезахоронены на Венце. И.Симбирцев в книге «ВЧК в ленинской России 1917-1922. В зареве революции» пишет: «…красные вырыли захороненные трупы своих расстрелянных в называемом с тех пор «Колючим» садике в центре города». Какую связь автор увидел между этими событиями и названием сквера – трудно сказать. 1 октября 2006 г. здесь открыт памятник Ивану Яковлевичу Яковлеву (скульптор В.П.Нагорнов) и сквер стал носить его имя. Тогда же изрядно запущенный сквер был благоустроен, восстановлена разобранная и растащенная ограда. Памятник замечательный, и место для него выбрано удачно – недалеко от могилы и памятника И.Н.Ульянова. Но здесь речь о другом скульптурном изображении, некогда украшавшем Колючий садик – маленьком Володе Ульянове со стопкой книг (фото 1-3).
Здесь нет никакого политического подтекста. Для меня эта скульптура – одно из воспоминаний детства, маленький штрих былого города, сохранившийся лишь в памяти и на старых снимках. В 1970 г. мы переехали на ул.12 сентября, я перешел в 6-ую школу. И возвращаясь из школы (непременно с заходом в Колючий садик), и во время прогулок тысячи раз проходил мимо «Володюшки». Не нашел информации о времени его установки. Это ведь не памятник, просто парковая скульптура массовой отливки. Возможно, в архивах сохранились сведения, но так глубоко не копал, да и не вижу крайней необходимости. Хотя – интересно было бы узнать. Теперь уже затрудняюсь точно назвать и год демонтажа. Где-то в 80-ые. Почему скульптуру убрали? Необходимости не было: до фонтана на этом месте оставалось еще много лет. Потом здесь долго была не слишком ухоженная клумба с осветительным столбом посередине. Наверное, просто появилось желание обозначить новое отношение к советскому прошлому. С официальными монументами это было бы сложнее: памятники истории и культуры и т.п. А тут – просто скульптура, ширпотреб. Впрочем, и в советское время гипсовые отливки вождей вовсе не были «неприкасаемыми». Задолго до этого убрали из парка Свердлова фигуру Ленина – копию скульптуры С.Д.Меркурова. Теперь уже мало кто помнит, что стоял там Ленин около фонтана. Возможно, и в случае со скульптурой В.Ульянова дело было не в политической подоплеке, а в ее плохом состоянии.
По правде говоря, гораздо больше меня интересовало авторство фигуры Володи Ульянова в Колючем садике. Да, гипсовая скульптура массового производства. Но в Советском Союзе в подобных вопросах не могло быть самодеятельности. Допускалась установка только копий работ известных скульпторов, согласно списку, утвержденному в высоких инстанциях. Так что и ульяновский Володя никак не мог быть неизвестного происхождения. Долгое время довольствовался когда-то почерпнутой информацией, что это копия скульптуры челябинского скульптора Татьяны Васильевны Руденко-Щелкан (нередко упоминается и как Щелкан-Руденко). Но вот захотелось проверить. Опять же – не копал глубоко, прошелся по верхушкам в интернете. Но и при этом получил такой поток противоречивой информации, что пришел в замешательство.
Первая заметка, найденная на челябинском сайте chelyabinsk.74.ru, казалось бы, подтверждает эту версию: «Другой удивительный монумент получил всесоюзную известность и был растиражирован по всей стране – «Ленин в детстве» (фото 4). Его создала скульптор Т.Руденко-Щелкан, которая жила в Челябинске в 1932–1940 г.г., учила детвору художественной лепке в Доме художественного воспитания детей. На одном из уроков она рассказывала о детских годах Ленина. Свой рассказ иллюстрировала фотографиями, на которых был изображен маленький Володя с сестрой Олей. Один из ее учеников, Володя Клюшкин, спросил: может ли скульптор создать скульптуру маленького Ильича. Вопрос стал отправной точкой для создания скульптуры «Ленин в детстве». Позировал четырехлетний мальчик Эрик Линд. Для большей достоверности скульптор не только изучала документы и фотографии, но и сшила костюм периода детства Ленина, в котором позировал ребенок. Скульптура изображает приветливо улыбающегося мальчика, опирающегося на тумбочку с книгами. Скульптура была отправлена в Москву, где худсовет под руководством В.Мухиной предложил Руденко-Щелкан выполнить фигуру в мраморе и включить в постоянную экспозицию Центрального музея Ленина, а также организовать ее массовое производство и распространение по Союзу. Статуя была установлена (прим.: в Челябинске, где скульптура также не сохранилась) в Сиреневом сквере с небольшим изменением – мальчик держит под левой рукой книгу, а не опирается на книжную стопку (фото 5)».
Другой челябинский автор: ssgen.livejournal.com начинает с той же отправной точки, но приходит совершенно к иным выводам. «Т.В.Щелкан-Руденко считается первым профессиональным скульптором нашего города. … Всесоюзную известность ей принесло первое в стране скульптурное изображение Ленина в детстве, работа над которым была завершена в 1936 году. Статуя была отправлена в Москву, где художественный совет… предложил включить скульптуру в постоянную экспозицию Центрального музея В.И. Ленина и организовать ее массовое производство. Интересно было бы посмотреть на первый в стране скульптурный портрет маленького Ленина, который был создан в нашем городе. На этот счёт можно найти столько противоречивых фактов, что не знаешь, чему верить. Например, газета “Метро” в 2008 г. пишет следующее: «Будущий вождь, еще маленький, опирается на книжки». Ещё один источник повторяет вышесказанное, а также указывает, что данная скульптура была установлена на Сиреневом бульваре. При этом оба источника приводят фотографию (фото 4). Но на старой фотографии из книги 1949 года видна совсем другая скульптура, где маленький Володя Ульянов не опирается на книжки, а держит их под мышкой (фото 5). В том, что это именно он, сомневаться не приходится. Вот, например, копия в Каменск-Уральском (снимок в комментарии к фото 5). Но наиболее убедительное описание работы Т.В.Щелкан-Руденко обнаружилось в книге К.Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры»: «Во 2-ой половине 1930-х годов живописный портрет маленького Ильича дополняется его скульптурным изображением, выполненным скульптором Т.В.Щелкан-Руденко. Работа, законченная ею в 1936 г., представляет Ленина-ребенка СИДЯЩИМ И ЧИТАЮЩИМ КНИГУ. Изображение головы и лица Володи динамически «оживляет» детскую фотографию 4-летнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене… (фото 6). При участии искусствоведа Б.А.Бессарабова статуя Щелкан-Руденко была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В.И.Мухиной, И Д.Шадра, З.Виленского и Г.И.Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея им. В.И.Ленина и организовать ее массовое производство. С этого времени маленький Ленин начинает свое победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сел Советского Союза. За «Лениным в детстве» последовали выполненные Щелкан-Руденко статуи «Ленина-гимназиста» (1938) и «Ленина-студента» (1941), а также множество копий, воспроизводящих оригинал в скульптуре и мелкой пластике. Скульптурное изображение маленького Володи с книгой надолго сохранит свою популярность, хотя само изображение не остается при этом неизменным… Одной из таких версий стала фарфоровая статуэтка, выполненная в 1951 г. скульптором Ленинградского фарфорового завода С.Б.Велиховой и широко разошедшаяся по стране (фото 7). Маленький Володя с книгой изображен здесь не будущим революционером, но миловидным дитятей, скульптурно олицетворяющим педагогический стишок В. Маяковского: «Если мальчик <…> тычет в книжку пальчик <…> он хороший мальчик». И чтобы закончить рассказ об этом произведении, приведу небольшую выдержку из интервью, которое взяли у скульптора в апреле 1983 г.: «Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа,— рассказывала Татьяна Васильевна.— Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то: то складки слишком невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок — и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать его веселость, детскую непосредственность и пытливое выражение…».
Отыскал книгу К.Богданова – все верно, снимки 6-7 в подборке взял из нее. Итак, по одной версии Т.В.Руденко-Щелкан создала скульптуру 4-летнего В.Ульянова, опирающегося на тумбу с книгами, а памятник, установленный в Челябинске (книга под мышкой) – ее измененный вариант. Согласно другой – скульптура Руденко-Щелкан изображала мальчика сидящим и читающим книгу. Чему верить? Были и другие, совсем непохожие вариации на ту же тему (например, на фото 8). Добавлю интриги. В числе прочих материалов нашел книгу Г.Ростовцевой «Зинаида Васильевна Баженова», изданную в 1961 г. В ней говорится, что скульптура маленького Ульянова с книгой под мышкой – это работа З.Баженовой: «мальчик изображен в высоких сапожках, с одной рукой, заложенной за поясок, и с книжкой в другой». Если так, то челябинский Володя, возможно, вообще не имеет отношения к Руденко-Щелкан. А ульяновский? Не исключено, что речь идет о разных работах одного скульптора. На прямой запрос «Скульптура «Ленин в детстве» Т.В.Руденко-Щелкан» получил примерно равное число ответов: Володя со стопкой книг и Володя читающий. Видел и фотографию Татьяны Васильевны за работой над скульптурой «Ленин в детстве» – там именно ульяновский вариант. А на форуме коллекционеров антиквариата antique-salon.ru/forum встретил упоминание о скульптуре Руденко-Щелкан «Ленин в детстве» 1942 года (применительно к читающему мальчику речь шла о 1936-м). Так что остановлюсь пока на версии о двух разных скульптурах одного художника. Возможно, у кого-то есть информация: об авторе скульптуры, времени ее создания и установки в Ульяновске, других фактах, фотографии? Пишите.
Сейчас много говорится (отчасти и делается) о восстановлении утраченного как в советское время, так и в смутные «перестроечные» годы. Вот и гипсовые пионеры около Мемориала выстроились. А чем Володя с книжками хуже? Просто как память. Конечно, на прежнее место – посредине фонтана (как девочку во Владимирском саду) его не поставишь. Но в том же сквере и других уголков немало. А отыскать массово производившуюся скульптуру, думаю, не совсем безнадежное дело.
Скульптура Володи Ульянова в Колючем садике. 1960-ые г.г. Фото из архива В.Ледюкова / kp.ru.
Колючий садик со скульптурой В.Ульянова. Из книги Е.И.Голенко «Ульяновск», М., Госстройиздат, 1956 г.
Скульптура Володи Ульянова в Колючем садике, 1957 год. Источник: leninstatues.ru.
«Ленин в детстве». Скульптура Т.В.Руденко-Щелкан. Источник: chelyabinsk.74.ru.
Скульптура В.Ульянова на Сиреневом бульваре в Челябинске. Источник: ssgen.livejournal.com.
Скульптура В.Ульянова, читающего книгу. Скульптор Т.В.Руденко-Щелкан. Из книги К.Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской скульптуры.
Статуэтка Ленинградского фарфорового завода. Скульптор С.Б.Велихова. Из книги К.Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской скульптуры.
Скульптура В.Ульянова в г.Каменск-Шахтинский. Источник: wikimapia.org.
Скульптура В.Ульянова в детском саду г.Цивильска. Источник: ssgen.livejournal.com.
Скульптура В.Ульянова в заброшенном поселке Шумихинский Пермского края. Источник: su-maloetazhki.livejournal.com.
Источник
Поделиться ВКонтакте
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
“Рассветы… и закаты”. “Brandergofer”: как изменила город глобальная реконструкция 70-х
29.01.2022 07:00
Повенчанный с архитектурой. “Brandergofer” к 100-летию одного из главных создателей города – Николая Медведева
22.01.2022 08:22
Brandergofer. Отличается великолепием… Юбилей Дворянского дома (Дворца книги)
15.01.2022 16:41
“Рок в кепке Ильича”. “Brandergofer”: вышла новая книга Ястребова о молодежной музыкальной культуре Ульяновска 70х-80х
12.01.2022 10:54
Brandergofer. Рассветы… и закаты.
09.01.2022 16:12
Третий век Александровской. “Brandergofer” с завершением публикации об истории областной больницы
07.01.2022 08:02
“Третий век Александровской”. “Brandergofer” об истории областной больницы
23.12.2021 06:17
На симбирских подмостках. Brandergofer об истории городского театра
11.12.2021 15:41
«Былое и думы». Brandergofer о доме Сачковых на Московской
28.11.2021 16:09
“Brandergofer”. «Трагедия души» Михаила Васильевича Лебедева
22.11.2021 06:18
Теремок над Волгой. Экскурсия Brandergofera по гибнущему дому архитектора Огонь-Догановского
21.11.2021 14:47
1918. Первый Октябрь в Симбирске. Brandergofer о праздновании годовщины Октябрьской революции
07.11.2021 12:50
В Симбирском небе. Brandergofer о первых полетах над будущей авиастолицей
31.10.2021 17:48
Brandergofer. Симбирское военное кладбище
19.09.2021 17:06
Весенние Дни города. “Brandergofer” вспоминает программы 1987 и 88 годов (фото)
11.09.2021 07:50
“Моя малая родина”. “Brandergofer” памяти Бориса Николаевича Склярука и фрагменты воспоминаний
06.09.2021 07:00
Brandergofer. Никольская церковь. Самая красивая в Симбирске
04.09.2021 16:52
Brandergofer. Новоселье первой школы. 1970
28.08.2021 14:38
“Brandergofer”. Сборник «Феофан Вольсов». Дань признательности архитектору
25.08.2021 14:17
Brandergofer. Детская библиотека: от Гончаровской до Аксаковской. Часть вторая
08.08.2021 14:09
КОММЕНТАРИИ
тутанхомон
Когда был Ленин маленький,
С кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках
По горке ледяной.
110
7 марта 2017 08:29
Александра
В фойе областной детской библиотеки имени С.Т.Аксакова находится такая же скульптура юного Володи Ульянова. Может быть это она стояла в колючем скверике?
1 Comment
https://ulpressa.ru/2017/03/07/brandergofer-yunyiy-chitatel-iz-kolyuchego-sadika/
Brandergofer: Юный читатель из Колючего садика
Автор: Наталья Михайлова Brandergofer
Пожалуй, мало кому будут интересны эти заметки. И в ульяновских фотографиях повторяюсь. Но мне давно хотелось написать на эту тему, связанную с детством. Не знал, правда, в какую форму это выльется. Получилось так.
Как общественное место, насчитывающее более 100 лет, Колючий садик (ныне сквер И.Я.Яковлева) имеет свою историю, обросшую множеством былей, легенд и вымыслов. Даже по поводу происхождения и времени появления названия сведения существенно разнятся; вплоть до того, что своим именем сквер обязан якобы окружавшей его колючей проволоке. Видимо, все не так страшно. До начала 20 века это была Покровская площадь перед одноименным мужским монастырем. Тогда в городской обиход вошла такая форма молодежных мероприятий, как «Праздник древонасаждения». Впервые он прошел весной 1902 г., именно на Покровской площади. Учащимися городских училищ был разбит сквер между улицами Сызранской (12 сентября), Лисиной (К.Либкнехта) и Покровской (Л.Толстого). Сквер был засажен желтой акацией и шиповником, по периметру окружен колючей живой изгородью, почему и получил название «Колючего». Есть сведения, что в 1930-х г.г. часть улицы Л.Толстого, примыкающая к скверу, носила официальное название Колючий переулок. Известный факт, что в 1918 г., после взятия Симбирска, чехи и каппелевцы расстреляли и захоронили в сквере группу пленных красноармейцев и собственных предателей. После перехода города к красным 12 сентября 1918 г., они были перезахоронены на Венце. И.Симбирцев в книге «ВЧК в ленинской России 1917-1922. В зареве революции» пишет: «…красные вырыли захороненные трупы своих расстрелянных в называемом с тех пор «Колючим» садике в центре города». Какую связь автор увидел между этими событиями и названием сквера – трудно сказать. 1 октября 2006 г. здесь открыт памятник Ивану Яковлевичу Яковлеву (скульптор В.П.Нагорнов) и сквер стал носить его имя. Тогда же изрядно запущенный сквер был благоустроен, восстановлена разобранная и растащенная ограда. Памятник замечательный, и место для него выбрано удачно – недалеко от могилы и памятника И.Н.Ульянова. Но здесь речь о другом скульптурном изображении, некогда украшавшем Колючий садик – маленьком Володе Ульянове со стопкой книг (фото 1-3).
Здесь нет никакого политического подтекста. Для меня эта скульптура – одно из воспоминаний детства, маленький штрих былого города, сохранившийся лишь в памяти и на старых снимках. В 1970 г. мы переехали на ул.12 сентября, я перешел в 6-ую школу. И возвращаясь из школы (непременно с заходом в Колючий садик), и во время прогулок тысячи раз проходил мимо «Володюшки». Не нашел информации о времени его установки. Это ведь не памятник, просто парковая скульптура массовой отливки. Возможно, в архивах сохранились сведения, но так глубоко не копал, да и не вижу крайней необходимости. Хотя – интересно было бы узнать. Теперь уже затрудняюсь точно назвать и год демонтажа. Где-то в 80-ые. Почему скульптуру убрали? Необходимости не было: до фонтана на этом месте оставалось еще много лет. Потом здесь долго была не слишком ухоженная клумба с осветительным столбом посередине. Наверное, просто появилось желание обозначить новое отношение к советскому прошлому. С официальными монументами это было бы сложнее: памятники истории и культуры и т.п. А тут – просто скульптура, ширпотреб. Впрочем, и в советское время гипсовые отливки вождей вовсе не были «неприкасаемыми». Задолго до этого убрали из парка Свердлова фигуру Ленина – копию скульптуры С.Д.Меркурова. Теперь уже мало кто помнит, что стоял там Ленин около фонтана. Возможно, и в случае со скульптурой В.Ульянова дело было не в политической подоплеке, а в ее плохом состоянии.
По правде говоря, гораздо больше меня интересовало авторство фигуры Володи Ульянова в Колючем садике. Да, гипсовая скульптура массового производства. Но в Советском Союзе в подобных вопросах не могло быть самодеятельности. Допускалась установка только копий работ известных скульпторов, согласно списку, утвержденному в высоких инстанциях. Так что и ульяновский Володя никак не мог быть неизвестного происхождения. Долгое время довольствовался когда-то почерпнутой информацией, что это копия скульптуры челябинского скульптора Татьяны Васильевны Руденко-Щелкан (нередко упоминается и как Щелкан-Руденко). Но вот захотелось проверить. Опять же – не копал глубоко, прошелся по верхушкам в интернете. Но и при этом получил такой поток противоречивой информации, что пришел в замешательство.
Первая заметка, найденная на челябинском сайте chelyabinsk.74.ru, казалось бы, подтверждает эту версию: «Другой удивительный монумент получил всесоюзную известность и был растиражирован по всей стране – «Ленин в детстве» (фото 4). Его создала скульптор Т.Руденко-Щелкан, которая жила в Челябинске в 1932–1940 г.г., учила детвору художественной лепке в Доме художественного воспитания детей. На одном из уроков она рассказывала о детских годах Ленина. Свой рассказ иллюстрировала фотографиями, на которых был изображен маленький Володя с сестрой Олей. Один из ее учеников, Володя Клюшкин, спросил: может ли скульптор создать скульптуру маленького Ильича. Вопрос стал отправной точкой для создания скульптуры «Ленин в детстве». Позировал четырехлетний мальчик Эрик Линд. Для большей достоверности скульптор не только изучала документы и фотографии, но и сшила костюм периода детства Ленина, в котором позировал ребенок. Скульптура изображает приветливо улыбающегося мальчика, опирающегося на тумбочку с книгами. Скульптура была отправлена в Москву, где худсовет под руководством В.Мухиной предложил Руденко-Щелкан выполнить фигуру в мраморе и включить в постоянную экспозицию Центрального музея Ленина, а также организовать ее массовое производство и распространение по Союзу. Статуя была установлена (прим.: в Челябинске, где скульптура также не сохранилась) в Сиреневом сквере с небольшим изменением – мальчик держит под левой рукой книгу, а не опирается на книжную стопку (фото 5)».
Другой челябинский автор: ssgen.livejournal.com начинает с той же отправной точки, но приходит совершенно к иным выводам. «Т.В.Щелкан-Руденко считается первым профессиональным скульптором нашего города. … Всесоюзную известность ей принесло первое в стране скульптурное изображение Ленина в детстве, работа над которым была завершена в 1936 году. Статуя была отправлена в Москву, где художественный совет… предложил включить скульптуру в постоянную экспозицию Центрального музея В.И. Ленина и организовать ее массовое производство. Интересно было бы посмотреть на первый в стране скульптурный портрет маленького Ленина, который был создан в нашем городе. На этот счёт можно найти столько противоречивых фактов, что не знаешь, чему верить. Например, газета “Метро” в 2008 г. пишет следующее: «Будущий вождь, еще маленький, опирается на книжки». Ещё один источник повторяет вышесказанное, а также указывает, что данная скульптура была установлена на Сиреневом бульваре. При этом оба источника приводят фотографию (фото 4). Но на старой фотографии из книги 1949 года видна совсем другая скульптура, где маленький Володя Ульянов не опирается на книжки, а держит их под мышкой (фото 5). В том, что это именно он, сомневаться не приходится. Вот, например, копия в Каменск-Уральском (снимок в комментарии к фото 5). Но наиболее убедительное описание работы Т.В.Щелкан-Руденко обнаружилось в книге К.Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры»: «Во 2-ой половине 1930-х годов живописный портрет маленького Ильича дополняется его скульптурным изображением, выполненным скульптором Т.В.Щелкан-Руденко. Работа, законченная ею в 1936 г., представляет Ленина-ребенка СИДЯЩИМ И ЧИТАЮЩИМ КНИГУ. Изображение головы и лица Володи динамически «оживляет» детскую фотографию 4-летнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене… (фото 6). При участии искусствоведа Б.А.Бессарабова статуя Щелкан-Руденко была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В.И.Мухиной, И Д.Шадра, З.Виленского и Г.И.Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея им. В.И.Ленина и организовать ее массовое производство. С этого времени маленький Ленин начинает свое победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сел Советского Союза. За «Лениным в детстве» последовали выполненные Щелкан-Руденко статуи «Ленина-гимназиста» (1938) и «Ленина-студента» (1941), а также множество копий, воспроизводящих оригинал в скульптуре и мелкой пластике. Скульптурное изображение маленького Володи с книгой надолго сохранит свою популярность, хотя само изображение не остается при этом неизменным… Одной из таких версий стала фарфоровая статуэтка, выполненная в 1951 г. скульптором Ленинградского фарфорового завода С.Б.Велиховой и широко разошедшаяся по стране (фото 7). Маленький Володя с книгой изображен здесь не будущим революционером, но миловидным дитятей, скульптурно олицетворяющим педагогический стишок В. Маяковского: «Если мальчик <…> тычет в книжку пальчик <…> он хороший мальчик». И чтобы закончить рассказ об этом произведении, приведу небольшую выдержку из интервью, которое взяли у скульптора в апреле 1983 г.: «Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа,— рассказывала Татьяна Васильевна.— Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то: то складки слишком невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок — и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать его веселость, детскую непосредственность и пытливое выражение…».
Отыскал книгу К.Богданова – все верно, снимки 6-7 в подборке взял из нее. Итак, по одной версии Т.В.Руденко-Щелкан создала скульптуру 4-летнего В.Ульянова, опирающегося на тумбу с книгами, а памятник, установленный в Челябинске (книга под мышкой) – ее измененный вариант. Согласно другой – скульптура Руденко-Щелкан изображала мальчика сидящим и читающим книгу. Чему верить? Были и другие, совсем непохожие вариации на ту же тему (например, на фото 8). Добавлю интриги. В числе прочих материалов нашел книгу Г.Ростовцевой «Зинаида Васильевна Баженова», изданную в 1961 г. В ней говорится, что скульптура маленького Ульянова с книгой под мышкой – это работа З.Баженовой: «мальчик изображен в высоких сапожках, с одной рукой, заложенной за поясок, и с книжкой в другой». Если так, то челябинский Володя, возможно, вообще не имеет отношения к Руденко-Щелкан. А ульяновский? Не исключено, что речь идет о разных работах одного скульптора. На прямой запрос «Скульптура «Ленин в детстве» Т.В.Руденко-Щелкан» получил примерно равное число ответов: Володя со стопкой книг и Володя читающий. Видел и фотографию Татьяны Васильевны за работой над скульптурой «Ленин в детстве» – там именно ульяновский вариант. А на форуме коллекционеров антиквариата antique-salon.ru/forum встретил упоминание о скульптуре Руденко-Щелкан «Ленин в детстве» 1942 года (применительно к читающему мальчику речь шла о 1936-м). Так что остановлюсь пока на версии о двух разных скульптурах одного художника. Возможно, у кого-то есть информация: об авторе скульптуры, времени ее создания и установки в Ульяновске, других фактах, фотографии? Пишите.
Сейчас много говорится (отчасти и делается) о восстановлении утраченного как в советское время, так и в смутные «перестроечные» годы. Вот и гипсовые пионеры около Мемориала выстроились. А чем Володя с книжками хуже? Просто как память. Конечно, на прежнее место – посредине фонтана (как девочку во Владимирском саду) его не поставишь. Но в том же сквере и других уголков немало. А отыскать массово производившуюся скульптуру, думаю, не совсем безнадежное дело.
Скульптура Володи Ульянова в Колючем садике. 1960-ые г.г. Фото из архива В.Ледюкова / kp.ru.
Колючий садик со скульптурой В.Ульянова. Из книги Е.И.Голенко «Ульяновск», М., Госстройиздат, 1956 г.
Скульптура Володи Ульянова в Колючем садике, 1957 год. Источник: leninstatues.ru.
«Ленин в детстве». Скульптура Т.В.Руденко-Щелкан. Источник: chelyabinsk.74.ru.
Скульптура В.Ульянова на Сиреневом бульваре в Челябинске. Источник: ssgen.livejournal.com.
Скульптура В.Ульянова, читающего книгу. Скульптор Т.В.Руденко-Щелкан. Из книги К.Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской скульптуры.
Статуэтка Ленинградского фарфорового завода. Скульптор С.Б.Велихова. Из книги К.Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской скульптуры.
Скульптура В.Ульянова в г.Каменск-Шахтинский. Источник: wikimapia.org.
Скульптура В.Ульянова в детском саду г.Цивильска. Источник: ssgen.livejournal.com.
Скульптура В.Ульянова в заброшенном поселке Шумихинский Пермского края. Источник: su-maloetazhki.livejournal.com.
Источник
Поделиться ВКонтакте
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
“Рассветы… и закаты”. “Brandergofer”: как изменила город глобальная реконструкция 70-х
29.01.2022 07:00
Повенчанный с архитектурой. “Brandergofer” к 100-летию одного из главных создателей города – Николая Медведева
22.01.2022 08:22
Brandergofer. Отличается великолепием… Юбилей Дворянского дома (Дворца книги)
15.01.2022 16:41
“Рок в кепке Ильича”. “Brandergofer”: вышла новая книга Ястребова о молодежной музыкальной культуре Ульяновска 70х-80х
12.01.2022 10:54
Brandergofer. Рассветы… и закаты.
09.01.2022 16:12
Третий век Александровской. “Brandergofer” с завершением публикации об истории областной больницы
07.01.2022 08:02
“Третий век Александровской”. “Brandergofer” об истории областной больницы
23.12.2021 06:17
На симбирских подмостках. Brandergofer об истории городского театра
11.12.2021 15:41
«Былое и думы». Brandergofer о доме Сачковых на Московской
28.11.2021 16:09
“Brandergofer”. «Трагедия души» Михаила Васильевича Лебедева
22.11.2021 06:18
Теремок над Волгой. Экскурсия Brandergofera по гибнущему дому архитектора Огонь-Догановского
21.11.2021 14:47
1918. Первый Октябрь в Симбирске. Brandergofer о праздновании годовщины Октябрьской революции
07.11.2021 12:50
В Симбирском небе. Brandergofer о первых полетах над будущей авиастолицей
31.10.2021 17:48
Brandergofer. Симбирское военное кладбище
19.09.2021 17:06
Весенние Дни города. “Brandergofer” вспоминает программы 1987 и 88 годов (фото)
11.09.2021 07:50
“Моя малая родина”. “Brandergofer” памяти Бориса Николаевича Склярука и фрагменты воспоминаний
06.09.2021 07:00
Brandergofer. Никольская церковь. Самая красивая в Симбирске
04.09.2021 16:52
Brandergofer. Новоселье первой школы. 1970
28.08.2021 14:38
“Brandergofer”. Сборник «Феофан Вольсов». Дань признательности архитектору
25.08.2021 14:17
Brandergofer. Детская библиотека: от Гончаровской до Аксаковской. Часть вторая
08.08.2021 14:09
КОММЕНТАРИИ
тутанхомон
Когда был Ленин маленький,
С кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках
По горке ледяной.
110
7 марта 2017 08:29
Александра
В фойе областной детской библиотеки имени С.Т.Аксакова находится такая же скульптура юного Володи Ульянова. Может быть это она стояла в колючем скверике?
40
7 марта 2017 18:58
Юрий
Очень интересно. Красивые скульптуры.
10
8 марта 2017 04:39