Home»Выставки»Образ Ленина от броневика до Олимпа

Образ Ленина от броневика до Олимпа

0
Shares
Pinterest Google+

В петербургском музее политической истории открылась выставка «Ленин от А до Я», рассказывающая о динамике изменения образа коммунистического вождя в разные периоды ХХ века. Эта выставка — первый из четырех этапов проекта «Образы советских вождей: реальность, утопия, критика».

Куратор выставки Алексей Бойко рассказал в интервью Радио Свобода:

— На выставке представлены как самые первые изображения Ленина, например, рисунок Лепешинского 1897 года, так и самые современные. На выставке представлен плакат 1920-х годов, который никогда ранее не экспонировался в музее, он выполнен гуашью и никогда не тиражировался. В скульптуре представлены макеты памятников, которые были установлены в городе. Образ Ленина сначала, естественно, отталкивался от реальности, идеалом он стал сразу после смерти вождя. Плакаты, выпущенные в 1924 году, уже изображали Ленина со знаменитым указующим жестом, в виде монумента. В 1960-е годы появляются новые темы: «Ленин — мыслитель» и «Ленин — самый человечный человек». Наравне с «Вождем» появились еще вот эти две ипостаси, два вида его. Современные художники уже свободно трактуют этот образ, просто играют с визуальными находками, помещая Ленина в рекламу, в квадрат Малевича. На нашей выставке, кроме графики, скульптуры, представлены еще реальные фотографии Ленина, в том числе с похорон, значки пионерские, комсомольские. Каждый зритель может прийти в своеобразную «Ленинскую комнату». Каждый может вылепить своего Ленина — есть пластилин. И каждый может вырезать сам и унести с собой знаменитый профиль, который нарисовал когда-то в 1920-х годах Сергей Чехонин. Плакат в начале перестройки Владимира Жукова показывает новый взгляд на Ленина на то, что надо смыть все наслоения, надо его очистить, тем самым словно бы изображается замутненное стекло, и его протирают, оно становится ровным, блестящим. Вплоть до сегодняшнего времени художникам интересно сделать что-то на эту тему.

«Не дай себе засохнуть»

В музее политической истории побывала обозреватель Радио Свобода Татьяна Вольтская, которая поделилась своими впечатлениями от выставки:

— Такого плаката я не видела никогда. Да и почти никто его не видел, пока его не вытащили на свет божий сотрудники Музея политической истории, музея, на мой взгляд, сегодня в Петербурге едва ли не единственного, обладающего тем, что называется драйв. Двухметровый узкий плакат имеет высоченного Ленина фоном для многих маленьких Лениных, обслуживающих цитаты из самого себя. Но главное — это энергичный красный зигзаг, внутри которого угадываются толпы счастливцев с транспарантами. Зигзаг начинается у ног большого Ленина и после нескольких поворотов впивается стрелой ему же в лоб, отчего во лбу загорается лучами лампочка Ильича. Для меня этот вождь на выставке «Ленин от А до Я» явился настоящим «Я», то есть апофеозом напряженной мифотворческой мысли вокруг вечно живого феномена. Такой вот результат трансформации образа — от коренастой фигурки на броневичке до туманного демиурга, силой мысли рождающего могучие миры будущего.

Путь до него крут и не близок — от робких карандашных рисунков к подражанию фотографиям, застывающим на деньгах, значках, партбилетах, затем снова как бы оттаивающий на неком передвижническом повороте с бесчисленными простыми и добрыми дедушками — в Горках, в шалаше, на охоте. Это как вулкан: сначала огонь и дым, потом лава течет, потом застывает. Это уже Ленины брежневские — мертвые плакаты или гипсовые болваны в облезлой серебряной краске. Одни художники, как термиты, возводят эту постройку, потом приходят санитары леса и растаскивают отжившее по частям. И вот появляется голова Ленина из Мавзолея, смонтированная с рекламой какого-нибудь «спрайта» — «не дай себе засохнуть», или голова Ленина на вышитом рушнике — гримаса в сторону Спаса нерукотворного. Но кощунство — слабый художественный прием, особенно по сравнению с глыбой мифа.

Но самый пронзительный экспонат, по-моему, — фотография дряхлой старухи в халате, зажавшей в морщинистом кулачке гипсовый бюстик вождя и глядящей в таинственную даль, куда скоро предстоит отправиться и ей самой, и ее божку, с которым она уже не расстанется.

Андрей Шарый

https://www.svoboda.org/a/482489.html, 30.01.2009

Previous post

Памяти Троцкого

Next post

Ru_lenin: скульптурная лениниана

2 комментария

  1. 08.10.2019 at 13:25 — Ответить

    Андрей Шарый

    Директор Русской службы Радио Свобода с января 2016 года. Сотрудничает с РС с 1992 года (корреспондент в республиках бывшей Югославии), с 1996 года – в Праге. В 2005-2016 годах — редактор и ведущий итоговых выпусков программы «Время Свободы».

    Родился в 1965 году на Дальнем Востоке, закончил факультет международной журналистики МГИМО. Работал в московских газетах, публиковался во многих изданиях в России и европейских странах. Автор нескольких циклов радиопередач о бывшей Югославии. Автор и соавтор четырнадцати книг документальной прозы, в том числе — историко-публицистических исследований «Австро-Венгрия. Судьба империи», «Дунай. Река империй» и «Балканы: окраины империй».

  2. 08.10.2019 at 13:37 — Ответить

    См. старушку в Старой деревне в снесённом сталинском доме… Также вспоминается бабуля из Володарского, наша заказчица.

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *